ФОБОС: погода в г.С.-Петербург

| главная | отчеты | фотоальбомы | технология отдыха | кухня | другие ресурсы | гостевая | e-mail  

 

Поход на катамаранах «Альбатрос» по Карельскому перешейку. 1-9 мая 2002г.

протяженность 194 км.

первая часть    

По утвердившейся давно традиции перед каждым походам даем своим катамаранам новые имена: «Джипси Мот», «Расколбас – I».  

«Джипси Мот»: Руководитель похода

и капитан Александр Гаврилов Матрос Сергей Гаврилов 

 

«Расколбас – I»:

Капитан Палагин Игорь  Матрос Спиридонов Алексей

 1 мая

 Утро. Наконец все в сборе. Грузимся в небольшой, но очень бойкий микроавтобус, на котором Сергей Игнатов любезно согласился доставить нас в Приозерск. Заезжаем по дороге в продовольственный магазин за пивом – куда без него? Как выяснилось потом в Приозерске – нужно было взять еще и хлеба. Вообще-то там пекут прекрасный хлеб, но в связи с большим наплывом туристов и рыбаков полки магазинов оказались пусты. Пришлось довольствоваться какими-то крошащимися батонами непонятного происхождения.

Проезжаем Лосево. Все прилипли к окнам. Смотрим на пороги, пятого мая мы будем смотреть на них уже гораздо ближе. А мой интерес понятен – я еще порогами не ходил.

Наконец, через два с половиной часа пути мы в Приозерске. Посылаем Леху за хлебом и конечно за пивом тоже. Приозерск встречает нас ярким, теплым солнышком и небольшим ветерком 2-3 метра. Забиваем место около железнодорожной  насыпи и приступаем к сборке наших катамаранов. В конструкцию каждого были внесены изменения (см. в приложении), так что этот увлекательный процесс затянулся на четыре часа. Впрочем, мы не особенно торопимся. Сегодня по плану дойти только до бухты Удобная, в  10 километрах от Приозерска.

Рядом с нами довольно многолюдно – компания молодых парней с девчонками грузятся на взятые прокатные «Пеллы». Грузятся плотно – бедные лодки почти скрываются по борта в воду. Хорошо, что нет волнения. Грифы гитар возвышаются над головами, звучит смех – ребята выехали просто оторваться на ближайшем острове, у девчонок предвкушающее блестят глаза.

Слева собирают еще один «Альбатрос». Подхожу поинтересоваться и рассмотреть катамаран поближе. Ребята собрались на одном катамаране и байдарке – кажется «Таймень», не разглядел, пройти под мостами, и спустится по р. Тихой в Ладогу. Выражаю сомнение в успехе этого предприятия, но байдарочник уверенно убеждает, что проход по Тихой это ерунда и вообще он каждый год там ходит. Интересно, что у них потом получилось. Сам я Тихую не видел, но Саня утверждает, что там и на байде не очень просто. А надувному "Альбатросу" с его тонкой шкурой… Кстати, "Альбатрос" у них довольно старый, я имею в виду его конструкцию, видно из первых выпусков – отсутствует носовой бимс, который есть у наших катамаранов.

Подъезжающие электрички выплевывают очередные партии туристов, байдарочники гремят своими железками уже по всему берегу. Но мы уже спустили свои корабли на воду – вперед, поход начался!

С попутным ветром огибаем о. Чудный слева, проходим между о. Большой Средний и о. Козий, проходим по Второму плесу – знакомые и милые сердцу места, держим курс на пролив справа Оленьего. Обходим слева остров Светлый, огибаем пол-ов Уводь и заходим в бухту Удобная. Это место стоянки довольно тихое, мы обнаружили его после кораблекрушения в майский поход 2001 года, тогда мы ходили на «Пелле» оборудованной вооружением «шлюп». Сильно штормило, мачта поломалась при шквале, волны были достаточной высоты, чтоб перехлестывать через борта лодки и мы практически не успевали отливать воду. С трудом мы вошли в эту бухту, мокрые, злые и уставшие и – о, чудо, оказались в абсолютно тихой воде, а о шторме напоминал только шум ветра в верхушках деревьев.

О. Светлый довольно высок, если подняться на самый верх, то можно увидеть природой сложенную из гранитных валунов крепость с бойницами.  Глубины близ острова около 3- 5 метров, обычно много рыбы, попадается подлещик и плотва. У берега можно поймать щучку. Но в этот раз с рыбой нам не повезло, не поймали ничего.

029 55`39.36 E Поставили палатки, разожгли костер, поужинали. Все под впечатлением, первый день похода все-таки, да еще после зимы. Планы, вынашиваемые зимними вечерами на кухне за чашкой  чая  или кружкой пива в сигаретном дыму, сбываются. Чувствую себя счастливым. Засыпаю под тихое пение Лешкиного приемника. Поют финны.

2 мая  

Утро свежее. Градусов семь – восемь. Завтракаем, собираемся и в путь. Первый бросок к населенному пункту Горы. Там мы должны сделать остановку, отметить маршрутный лист и заправится пивом. На озере стоит полный штиль. Но это не беда, ставим двухсильный «Салют» на "Джипси Мот" и берем на буксир "Расколбас - I". Со скоростью пять километров в час начинаем движение. Погода стоит отличная. Утренняя прохлада под лучами солнца начинает отступать, берега слегка скрыты легкой дымкой. 

Температура воздуха постепенно поднимается до 17 градусов по Цельсию. Огибаем группу островков во главе с островом Лиственный, и нам на пригорке с правой стороны открывается поселок Горы.

Вдруг откуда-то вырывается на водном мотоцикле патлатый мужик и начинает нарезать круги вокруг наших катамаранов. Получается у него это неплохо. Сергей достает камеру и начинает снимать. Мужик, видя, что на него направлен объектив видеокамеры, превосходит сам себя.

Останавливаемся около деревянного моста. Если подняться наверх, то попадаешь в маленький домик – продовольственный магазинчик. За год, с прошлого похода, в нем ничего не изменилось, все тот же ассортимент. Берем пиво, пачку печения. Я на всякий случай покупаю Приму, памятуя прошлогоднюю нехватку сигарет, чуть не приведшую курильщиков к суициду. Относим вкусности ребятам, а сами, я и Саня, идем на турбазу отмечать маршрутку. На базе никого нет, но какой-то дед в фуфайке подсказывает, где найти владелицу базы. Это оказывается недалеко. Открываем калитку, заходим в дворик и попадаем на банкет под открытым воздухом. Народ долго удивляется, зачем нам нужно поставить печать в наши бумаги, потом один местный предприниматель сходил за колотушкой, и вожделенный отпечаток украшает наш лист. Нам желают удачи, и мы убираемся к своим катамаранам.

Идем против течения на юго-запад. Полдень. Горы остались за кормой. Минули по левую руку залив Талица. Была еще одна небольшая проводка недалеко от поселка, на буксире по берегу – камни, быстрое течение, для байды ерунда, для катамаранов проблемное место. Подошли к разрушенному мосту. Посреди узкого пролива возвышается камень. С правого берега на него переброшены два гниловатых бревна. Течение около 10 – 12 км. в час. Серега пытается перекинуть веревку с привязанным камнем через мощные заросли ивняка дальше на берег, но у него ничего не выходит. Отвязываем буксир, на "Расколбасе - I" перебираемся на противоположный берег. Я бегу по бревнам на камни, начинаю подтягивать "Расколбас - I" к себе. Серега перехватывает веревку – 10мм «деревяшку», а я бегу дальше по берегу, зажав в руке конец. Черт, мешают близко стоящие деревья. Приходится залезать в воду по пояс. Не смотря на то, что вода холодная, не особо страдаю -  штормовые штаны, одетые на меня плохо ее пропускают, и я чувствую себя в «мокром» гидрокостюме. Наконец – то с трудом, но все же "Расколбас - I" вытянут за стремнину. Наступает очередь "Джипси Мот". Сашка на другом берегу возится с движком – у него оторвался трос запуска. Наконец, он заводит двигатель и пытается пройти стремнину самостоятельно – чисто под мотором. Сначала дело идет неплохо, но когда он доходит до самого узкого места, где течение сильнее всего катамаран встает как вкопанный. Две лошадки все-таки маловато для таких дел. Серега привязывает буксир и все повторяется. Я опять лезу в воду – чего уж там, все равно уже мокрый. Садимся в катамараны, привязываем буксир и отходим. Саня пытается завести движок. Нас начинает сносить обратно, под бревна. Работаем веслами, но это не помогает. Нас сносит все быстрее и быстрее. И вдруг моторчик затарахтел. До стремнины уже меньше шести метров. Но расстояние начинает медленно, но верно увеличиваться. Уф, пронесло!

Наш путь лежит в Мельниково, это примерно еще шесть километров от злополучного моста. Идем мимо островов и красивых берегов. Преобладает в основном сосна, берега сухие, много мест для стоянки. За поворотом открывается Мельниково  - довольно крупный поселок, сочетание хрущевок и деревянных домов на берегу озера. Вообще – то смотрится живописно, но на видео получилось не очень. Здесь можно повернуть на озеро Синее, говорят красивые места, но нам туда не надо. Попались лодки с рыбаками и рыбачками, которые удили рыбку. Не останавливаясь, проходим мимо, надо спешить уйти подальше от населенных мест и встать на стоянку. Впереди два моста. Рубим мачту. 

Первый проходим без проблем, а вот второй, в полутора километрах от первого заставляет нас упасть и вжаться в трап катамаранов – он очень низкий. В 2001 вода стояла на полметра выше – явно пришлось бы обносить.

Стало вечереть. Солнце покатилось к горизонту. Встречный ветер, который не давал нам никаких шансов поднять паруса в этой узкой протоке стал заметно свежеть. Мокрая одежда начала мне доставлять некоторый дискомфорт. Я предложил Алексею разделить капитанский стол чаркой припасенной на этот случай водки. Он с радостью согласился. Знаками мы передали свое желание на "Джипси Мот", и там тоже не встретили особых возражений. Соединили катамараны борт о борт. Спустя некоторое время, заметно повеселев и согревшись, продолжаем путь.

Вдруг из-за следующего поворота показался парус катамарана, который шел нам на встречу. «На абордаж» - закричал я, и мы немедленно взяли его в клещи. Добыча оказалась неплохая – капитан Алексей, его жена с повадками адмирала Кира и юнга Саша.

Решили отметить эту знаменательную встречу, потому, как известно,  "Альбатрос" "Альбатросу" друг товарищ и брат, особенно в походе. У Алексея обнаружилась приличная пинта неприличного качества коньячного спирта, в употреблении которого мы потом долго раскаивались на следующий день.

Стало уже почти темно. Взяв на буксир наш приз – на вопрос об имени судна Алексей пропел только «Наш парус сизокрылый», мы развернулись и вернулись примерно на полтора километра к Мельниково, в поисках подходящей стоянки. По словам Алексея, дальше берега понижались и местность становилась болотистой.

Встали на крутом гранитном берегу. Мы отправились за дровами, наш Леха и Серега стали заниматься лагерем. Пары коньячного спирта совсем ударили в мою бедную голову. Я схватил огромное бревно и попер его к лагерю. Но немного заблудился. Не известно, как долго я ходил бы с ним, чертыхаясь на весь лес, если б не пришел Леха «сизокрылый» и не спас меня.

И так, посидели у костра, и я полез в перекошенную палатку спать. Палатка стояла на склоне с приличным градусом, поэтому как мне рассказал Спиридонов, чтоб не скатится я всю ночь медленно, но верно скользил по «пене» по-пластунски.  

3 мая  

Ужасное утро! Страшно раскалывается голова, как будто тысячи чертей молотят изнутри маленькими молоточками. Оглядываю своих товарищей – понятно, сегодня будет нелегкий день. Тепло попрощавшись с командой «Сизокрылого» продолжаем наш путь. По рассказам, впереди большой мост и Тиверские волоки. Что это - никто из нас еще не знает.

Идем против ветра и против течения Вуоксы. Мачты поставили, в надежде заглушить уже надоевшую трещотку мотора. Вышли на траверз деревни Васильево, на более – менее широкую воду. Глушим мотор и пытаемся лавировать под парусом. После двух часов утюжения акватории удаляемся примерно на километр. Делать нечего – заводим движок и идем «не спортивно». В примерно двух километрах от Васильево акватория превращается в небольшой пролив, пройдя который можно увидеть маленький островок – Чистый. 

Но он не похож на остров, и мы его благополучно проскакиваем. Естественно, нас заносит в залив Орловец. Дойдя до самого его конца и упершись в какое-то болотце с ручейком, понимаем, что пришли не туда. Когда возвращались обратно, около о. Чистый наскакиваем на камень и ломаем шпильку на валу двигателя. Я делаю снимок примет у поворота на волоки. Проходим узенькую протоку, о. Тим и через пару километров нам открывается вид на высокий бетонный мост. Кладем катамараны на борт и протаскиваем под мостом, едва не задевая мачтой своды. Рядом на стремнине рыболовы удят рыбу, посмеиваясь над нами. Двигаемся вперед, ожидая, когда нам встретится первый волок.

Снова мост. Под ним маленький ручеек. С каждой стороны ручеек обложен камнями – валунами. Складываем и привязываем мачты – больше они долго не понадобятся. Где боком, чтоб один баллон скользил по воде, а где и просто несем катамараны вдоль ручья. Замечу, что для байдарки этот ручей не представлял бы никакой трудности.

Скажу, что из всех девяти дней похода этот день остался в моей памяти как самый трудный и физически, и морально. Потому, что у всех голова продолжала болеть, все усугубилось поднявшейся душной жарой и полным отсутствием воды, во рту было так, как будто туда гадили демоны Нергала. Еще нас подвела наша лень – мы поленились сложить разбросанное по катамаранам имущество в рюкзаки и нести его отдельно, а каты отдельно.

И так, волок за волоком, худо – бедно, но мы преодолели.  Самый интересный был последний. Пришлось нести каты и рюкзаки по лесу метров сто пятьдесят до глинистого обрыва протоки. Что поразило – это полная чистота леса вокруг, нарушаемая только табличкой, поясняющей, что лес убран экологическим отрядом школьников. Спасибо, ребята!

Устраиваем короткую стоянку, разводим примус и кипятим чай. Вдоволь напиваемся чая. Алексей и Серега разливают воду по флягам. Едим бутерброды и «Кружку дня». Становится хорошо. Собираем за собой мусор. Спускаем катамараны с обрыва (вообще, там сделан спуск) и вперед, мимо охотничьей базы на мысе Черемуховый в озеро Балахановское.

На самой протоке в Балахановское с права стоит какая-то заброшенная штука, напоминающая огромную спутниковую тарелку. Интересно, она алюминиевая?

Балахановское имеет относительно большую акваторию, где есть разгуляться парусу. Проходим почти все озеро – примерно шесть километров и становим бивуак на о. Веселый. Здесь оказалась шикарная, комфортабельная стоянка. Из гранитных плит, обтесанных толи человеком, толи природой сложен стол с ровной столешницей, а вокруг стола удобные каменные кресла со спинками, в которых так классно развалится, выложив предварительно пеной. Спасибо тем, кто это все сделал. На стоянке все чисто, ни стекол, ни бумажек. На гранитном склоне надпись «МУСОР 30М» и стрелка. Иду туда – за поворотом большая куча консервных банок и прочего хлама.

Место ровное, есть подготовленные стоянки для палаток, окопанные канавами. Ставим палатки. Я и Алексей начинаем готовить ужин, Серега и Саня берут спиннинги и идут ловить на проводку. В это время на дерево садиться дятел и начинает смешно скакать по стволу. Леха снимает его на видеокамеру. Дятел прячется в дупло.

Через полтора часа Гавриловы возвращаются ни с чем. С рыбой невезение продолжается. Серега начинает ловить на поплавочную удочку с берега – клев бешенный, маленькие плотвички не дают толком устояться поплавку. Но неудачи преследуют Серегу и тут – ему никак не удается подсечь рыбу. Саня морально поддерживает его, отпуская из-за спины шуточки по поводу кривых ручек рыбака.

Становиться все темнее. По Балахановскому непрерывно рассекают катера. Особенно часто носиться супернавороченный алюминиевый катер, у которого стоит мотор не меньше двухсот сил. Он носится туда- сюда со скоростью километров в семьдесят в час.

Стало темно совсем. На соседних берегах видны огоньки костров. Сидим на гранитных креслах за столом, и травим разные байки из армейской жизни. Около двух часов ночи расходимся спать.  

4 мая  

«У русских утро начинается тогда, когда они просыпаются» - написали англичане на сайте в своем отчете про лыжный поход, в который их водил Серега Гаврилов в марте. Мы не стали нарушать это золотое правило и спим до одиннадцати часов, отдыхая после вчерашних перипетий.  

В конце – концов, выходим в озеро. В этот раз нам нужно пройти остаток Балахановского и выйти в Вуокса - Вирта, двигаясь на юг.  Это около шестнадцати километров. Далее Вуокса – Вирта снова впадает в Вуоксу, и нужно пройти еще шесть километров до Лосево, где мы планировали остановиться в детском лагере отдыха «Юность».

Идем под парусами. Хороший бейдевинд тащит наши каты быстрее, чем они идут под мотором. Докатываемся до деревни Ромашки. Останавливаемся на удобном песчаном пляже. В местном магазине берем немного пива и хлеба. Употребляем пару рыбных консервов.

Пока есть время, я прилаживаю на свой стаксель дополнительную снасть, «овер-тапенант», как я ее назвал. Она позволяет перебрасывать стаксель-реек при смене галса, не отрывая собственного зада от трапа. Штука оказалась очень удобная, и была в последствии сделана и на "Джипси Мот".

В это время начинает портиться погода. Откуда-то накатывают огромные черные тучи, начинают сверкать молнии и греметь гром. Основная масса ненастья проходит западнее, но мы ожидаем предгрозового шквала.

Ветер ведет себя странно, он то поднимается до шести – семи метров в секунду, то падает до штиля. Проходим о. Ловчий. Из протоки вырывается довольно мощная струя ветра. Кат кренит слегка, и он начинает бежать быстрее. Через двадцать минут устанавливается полный штиль.

Принимается накрапывать мелкий дождик, и ветер совсем прекращается. По крайней мере, гроза тоже проходит стороной, хоть небо выглядит страшновато. На траверзе Понтонного заводим мотор.  Через озеро проходит низко висящий кабель высокого напряжения, метра три над водой. Серега на румпеле берет вправо, ближе к опоре, где мачта ката может пролезть. Бац! Наскакиваем на камень и теряем еще одну шпильку винта. Впереди заброшенная паромная переправа. Гребем туда и начинаем чинить двигатель.

Дождь становится сильнее. Паромная переправа представляет собой жалкое зрелище: все сгнило и разрушено, механизмы, те, что не разворованы, стоят покрытые ржавчиной. На меня подобные места всегда наводят грусть. Вспоминается старая игруха «FALLOUT».

Идем еще часа полтора, вот впереди открывается выход в большую Вуоксу. Огибаем мыс Песчаный, поворачиваем на восток. Глушим мотор и под парусами идем в Лосево.

Дождь давно прекратился, мы подходим к песчаному пляжу в четырехстах метрах от начала Лосевских порогов. Полностью разбираем и складываем «Расколбас – I». У Алексея кончился отпуск, и ему нужно возвращаться домой в Питер. Серега и Саня распевают в голос «Остаться в живых» - песню из известной передачи и хлопают его по плечу. Леха не подает вида, но мне кажется, что ему не очень хочется в Питер. Дальше нам придется идти втроем на "Джипси Мот". Кат разобран и упакован.

   Мы разбиваем палатку в «Юности». Не смотря на то, что вокруг было много свободных комфортных домиков, ставим палатки. Пока ребята разводят костер, я и Саня идем в круглосуточный магазин. Там приобретаем куриные окорока и яйца (Пасха, все-таки) и кое – какие приправы для соуса. Когда мы вернулись в лагерь, то начинаем мариновать ноги Буша по такому рецепту:

3 кг. Окороков натираем солью и чесночным порошком с перцем, заливаем небольшим количеством пшеничного пива, добавляем сахар – 2 ч.л. Они стоят примерно около часа, пока не наберется достаточное количество углей.

Нанизываем на прутья и укрепляем над углями.

 Это соус к курице:

1 л. кефира

2 яичных белка

2 пакетика молотого чеснока

2 пакетика петрушки сухой

2 пакетика укропа сухого

соль, красный и черный перец

все перемешать

 Когда кура была готова, обмакиваем кусочки в соус, запиваем пивом. Да, замечу, чтобы хорошо приготовить курицу на костре нужно не поленится, и нарезать ее как можно мельче, иначе она снаружи будет черная, а внутри сырая.  

конец 1 части

2 часть

| главная | отчеты | фотоальбомы | технология отдыха | кухня | другие ресурсы | гостевая | e-mail  

 

Поисковая система Deft site  
Рейтинг@Mail.ru

(с) Igor Palagin

Hosted by uCoz