Единственно верный маневр
Это из наиболее ответственных маневров, которым капитан парусной яхты должен владеть в совершенстве,— это подход к человеку, упавшему за борт. Ведь от успешного его выполнения зависит жизнь человека. Очень часто на повторение неудавшегося маневра уж
не остается времени, поэтому капитан должен в считанные секунды оценить обстановку и воспользоваться наиболее эффективным для данных условий способом, что имеются в арсенале яхтенной морской практики.
В наиболее сложных условиях открытого моря большинство признанных авторитетов парусного спорта рекомендует применять маневр, завершающийся подходом к упавшему за борт с дрейфом. В частности, известный французский океанский гонщик Эрик Табарли считает единственным правильным решением, которое можно принять в свежую погоду на крупной волне,— это завершить последнюю фазу маневрирования дрейфом .
Для подхода к человеку, упавшему за борт на курсе бейдевинд (галфвинд, крутой бакштаг), сразу уваливаются на полный курс, делают поворот фордевинд и приводят яхту к ветру с расчетом подойти к спасаемому наветреннее. Затем делают поворот оверштаг, не трогая стаксель. Ложатся в дрейф и, работая на шкотах, спускаются к потерпевшему.
При падении человека за борт на курсе фордевинд, если яхта шла под гротом и спинакером, немедленно убирают спинакер, ставят стаксель и, сделав поворот фордевинд, приводят судно к ветру. Выйдя с поворотом оверштаг на ветер от спасаемого, травят шкоты и дрейфуют к плавающему человеку.
Теоретически яхта, лежащая в дрейфе, не должна иметь хода вперед, а только перемещается лагом под ветер, приводясь и уваливая. Однако на практике большинство яхт имеет ход и это необходимо учитывать.
1 Eric Tabarly. The Practical Yacht Handling. London, 1980.
H. ACTPATOB
|
|