Разное из старых "КиЯ"
ОПАСАЙТЕСЬ
БЕРЕЖЛИВЫХ!
В английской морской печати утверждается, что все чаще причиной пожаров на судах являются телевизоры. Конечно, правильнее сказать,— телезрители. Эксперты установили, что, спасая дорогой аппарат от влаги, любители подремать после вахты у голубого (многоцветного) экрана закрывают телевизоры пленкой, нарушая вентиляцию и вызывая перегрев.
КАК ХОРОШО БЫТЬ АДМИРАЛОМ!
Командование ВМФ США провело контрольное взвешивание офицеров и пришло к неутешительному выводу, что их средний вес непозволительно возрос. Проблема «как бороться с ожирением» обсуждалась на самом высоком уровне. И принято было радикальное решение: отныне морской офицер, имеющий сверхнормативный вес, не будет иметь никаких шансов на повышение в звании. С
унтер-офицерами собираются поступить еще круче —
списать толстяков на берег! Что касается адмиралов, то их эти жестокие меры пока не коснулись, а матросы почему-то вообще не толстеют...
ЯЩИК С СЮРПРИЗОМ
Английский ВМФ устроил распродажу порожней тары. Некто Френк Джоллив соблазнился огромным
контейнером, из которого мог получиться прекрасный «гараж» для его катера. Когда покупку доставили на дом, то, несмотря на огромную надпись «Пустой», внутри обнаружили... боевую ракету со всеми принадлежностями и даже пакет с грифом «совершенно секретно».
О ЦЕННОСТИ МЕМУАРОВ
В бразильском порту Сантус нередки морские баталии между полицией и современными пиратами. Однако еще чаще портовые разбойники спокойно «берут на абордаж» сейфы, а то и трюмы стоящих на рейде (или даже у причалов) торговых судов ночью — без всякого столкновения с полицией. И странная закономерность: преступный мир прекрасно информирован о появлении судов с «подходящими» грузами, а дежурные отряды полиции частенько опаздывают к месту происшествия.
Недавно стало известно, что в руки полиции абсолютно случайно попали разыскиваемые властями вот уже 12 лет записи одного из пиратских вожаков, содержащие своеобразный отчет о проделанной работе. Больше всего это напугало некоторых служителей закона, ибо в «черной книге» упоминаются и связи отдельных полицейских с преступным миром.
ИЗ НЕВЫДУМАННЫХ ИСТОРИЙ
Во время сильного шторма в Мексиканском заливе с
панамского судна «Марвина» смыло волной 30-летнего матроса Кеннета Эноэ. Криков его никто не слышал. Моряк с ужасом провожал глазами медленно удаляющийся теплоход, на который одна за другой обрушивались огромные волны. И вдруг ему показалось, что с палубы «Марвина» сорвался вниз какой-то предмет.
Соломинкой для утопающего оказалась самая настоящая спасательная шлюпка. Обессилевший Кен едва смог залезть в нее. Уцелевшие остатки аварийного запаса провизии и воды позволили продержаться первые несколько дней. После этого осталось рассчитывать только на свое искусство рыболова, которое, впрочем, не подвело моряка. Когда его подобрал направляющийся в Галвестон танкер, никто, глядя на вполне здоровый вид Кена, не верил, что это человек, пробывший в море без нормальной пищи три недели!
ЦЕНА СЛАВЫ
Юноша из Порту-Алегри (Бразилия) поймал рыбу весом свыше 115 кг. Это была сенсация. Фото удачливого рыбака рядом с рыбиной опубликовали все местные газеты. А через четыре дня по почте пришло извещение: предлагалось срочно уплатить огромную сумму штрафа, так как, к сожалению, «имя счастливчика не значилось в списках уплативших налог на право ловли рыбы».
ПРИ АВАРИИ НЕ ДО ОЩУЩЕНИИ!
Норвежский теплоход «Таркоола» оборудован спасательным устройством совершенно нового типа. При крушении все шлюпки с него можно спустить на воду буквально за пару секунд и при том (самое главное!) при любом крене и дифференте гибнущего судна. Герметично закрывающиеся сигарообразные шлюпки-капсулы катапультируются — выбрасываются в воздух специальным зарядом. Как гласит реклама, падение такой шлюпки на воду даже с 25-метровой высоты не представляет никакой опасности для спасающихся: они сидят в специальных креслах с амортизаторами и предохранительными ремнями. Проводившие испытания авиаторы заявили однако, что острых ощущений при этом «слишком много». С другой стороны — при аварии не до ощущений!
ДЫМ БЕЗ ОГНЯ
Произошло это1 в светлый полдень в солнечном Неаполе. Из района порта внезапно повалил густой черный дым, вскоре он накрыл большую часть города. Среди экспансивных неаполитанцев поднялась невероятная паника: никто, включая пожарное управление, не мог понять в чем дело.
Обстановка прояснилась к вечеру: дымил один из стоявших в порту американских военных кораблей — произошла авария устройства, предназначенного для постановки дымовой завесы.
Случалось при крещении и такое...
Одна из первых по счету крестных матерей, крестивших в Англии судно, принцесса королевской крови, пытаясь разбить бутылку шампанского о нос корабля, промахнулась и разбила ее о голову одного из присутствующих на церемонии гостей. Последний, получив серьезную рану, подал на принцессу в суд, и английская королева выплатила ему щедрую компенсацию. С тех пор при спуске судна бутылку привязывают к шнуру.
Лет сто назад крестной матери приходилось не только разбивать бутылку с вином и нарекать судно, но и непосредственно участвовать в его спуске на воду. Из журнала « Иллюстрейтед Лондон Ньюс» за 1860 год узнаем, как в присутствии пяти тысяч зрителей проходил спуск на воду 90-пушечного парусно-винтового корабля «Ансон»:
«25 минут второго пополудни леди Сидней осуществила церемонию крещения корабля, разбив бутылку о нос судна под одобрительные крики собравшихся. Через пять минут, по сигналу, ее превосходительство получила от коммодора-интенданта особый молоток и зубило, специально изготовленные для этого случая. После того, как она перерубила трос, который лишь один удерживал опорную стрелу спусковых полозьев, великолепное судно под звуки гимна «Правь, Британия, на морях», медленно сошло со стапеля в воды Темзы». В подобных вышеописанному случаю молоток и зубило дарили на память крестной матери корабля. Позже ее вообще освободили от забот орудовать этими, совсем не женскими, инструментами.
До войны одна знатная англичанка была удостоена чести быть на верфи Джона Брауна в Глазго крестной матерью крейсера. Но случилось так, что прибор спускового механизма сработал раньше, чем она замахнулась бутылкой. Корабль стал двигаться
по стапелю к воде. Оторвав шнур, привязанный к верху форштевня, англичанка схватила бутылку, устремилась с церемониальной площадки вниз и побежала по стапелю вслед за крейсером. На самом краю спусковой дорожки она скинула туфли и прямо в платье, держа одной рукой бутылку, поплыла за кораблем. Доплыв до остановившегося крейсера, отважная крестная под одобрительный рев многотысячной толпы разбила бутылку шампанского, как это и положено, о форштевень корабля и поплыла к устремившемуся к ней катеру.
Однажды во время торжественной церемонии рождения нового парохода в присутствии многих зрителей играла музыка, говорились высокопарные речи, и крестная уже была готова бросить висевшую на шнуре бутылку в форштевень, как вдруг, ко всеобщему удивлению, судно сдвинулось с места и скрылось. Скрылось в тумане, из-за которого не было видно конца спусковой дорожки. Через час оно, некрещеное, благополучно было поставлено к достроечному причалу.
Скандальное крещение связано с именем знаменитого американского кораблестроителя Дональда Маккея, которого в 1853 г. при спуске его клипера «Грейт Рипаблик» журналисты обвинили в скаредности. В тот момент, когда бутылка разбилась о нос клипера, представители прессы «не услышали хлопка и не увидели пены шампанского» и написали немало злых слов в адрес удивленного корабела. Как потом выяснилось, рабочие стапеля за час до торжества тайком распили бутылку и вместо шампанского налили в нее речной воды. Нет необходимости объяснять, почему многие церемониальные бутылки шампанского не разбиваются с первого раза...
Л. СКРЯГИН
МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗМЕЙ
В 1851 году в районе мыса Доброй Надежды можно было наблюдать необычное зрелище. На фоне безоблачного неба по волнам медленно полз толстенный черный змей. Моряки оказавшихся поблизости судов уже готовы были записать себя в очевидцы редкого феномена, однако после сокращения расстояния со «змеем» их ждало разочарование: морское чудовище оказалось просто-напросто караваном из трех пароходов. Дело в том, что у английского парохода «Вулкан» сломалась паровая машина. Ему попытался помочь другой пароход, но и у того машина вышла из строя. Тогда на помощь пришел третий пароход, и караван из грех судов медленно двинулся вперед. Один из буксируемых пароходов был без мачт, другой без трубы, и их обоих покрывал толстый шлейф дыма из трубы буксирующего судна.
НАУЧНЫЙ ПОДХОД
У побережья Греции потерпело аварию круизно-экскурсионное судно. Пассажиры в панике бросились к спасательным шлюпкам, началась давка, моряки безуспешно пытались первыми усадить женщин и стариков...
— Спокойно! — закричал представитель туристской фирмы. — В первую очередь спасаются путешествующие в кредит!
ДУРШЛАГ» ДЛЯ СУПЕРТАНКЕРОВ
Осадка современных крупных судов такова, что в большинство портов они уже просто не могут войти. Английский изобретатель Р. Веркутерен считает, что углублять подходные каналы далеко не всегда рентабельно. Выгоднее использовать подведенную под днище прочную нейлоновую сеть с надувными поплавками по краям. Четыре поплавка длиной 150 и диаметром 10 м приподнимут судно в 100 тыс. т на 2—3 м.
НЕРВНЫЙ ФРЕД
Морской офицер Фред Мидлфилд из американского города Филадельфия решил развестись с женой — в основном из-за того, что по утрам она будит его холодной водой. На вопрос судьи, зачем же она это делает, миссис Мидлфилд ответила: «Закаляю: настоящий моряк должен иметь крепкую нервную систему!» Патриотически настроенные судьи в разводе истцу отказали, пожелав ему дальнейшего укрепления нервов в интересах семьи и военно-морских сил.
САМОЕ БОЛЬШОЕ В МИРЕ
Самыми крупными судами за всю историю мирового кораблестроения до сих пор были четыре супертанкера типа «Батилус», построенных на французских верфях. Грузоподъемность — дедвейт каждого из этих гигантов 554 тыс. т., длина — 414 м, ширина — 63 м. Однако инициаторы создания супертанкеров — японцы — вернули себе пальму первенства. Они разрезали пополам построенный ранее «Сиуайз джаянт» и вставили добавочную .секцию. После этого грузоподъемность супертанкера увеличилась с 420 до 560 тыс. т. Длина «рекордсмена»— 458 м, ширина — 69 ми осадка — свыше 30 м.
РОБОТ-ХУЛИГАН
Недавно в лондонском порту проводились испытания очередной модели робота-пожарника. За углом пакгауза подожгли бочку с дизельным топливом, а роботу предстояло самостоятельно обнаружить «очаг загорания» и погасить пламя. Однако робот оказался «не в духе»: его инфракрасные датчики никак не реагировали на огонь. В конце концов раздосадованный изобретатель, порадовав скучающих репортеров, дал пинка своему автоматизированному детищу. Робот неожиданно «сосредоточился» и быстро двинулся в нужном направлении, но к этому моменту огонь уже погас, а из-за туч впервые за день выглянуло солнце. Робот мгновенно развернулся в сторону светила и недрогнувшей стальной рукой направил в него мощную пенистую струю... попортившую шляпы и пальто членов комиссии. Это его и погубило.
НОВЫЙ ВИД МОРСКИХ КАРТ
«Прежде чем отправиться загорать и купаться, ознакомьтесь с последним изданием карты загрязнения пляжей, выпущенной массовым тиражом комитетом по вопросам окружающей среды»,— такими напоминаниями пестрят датские газеты. Опубликован длинный перечень мест, где купаться не рекомендуется, и перечень покороче, где это запрещено: из-за регулярного сброса промотходов в море многие пляжи непригодны для отдыха.
ПЕРЕУЧЕТ МОРЕЙ
Международное географическое бюро на сегодня насчитывает «в строю» 54 моря. Любопытно, что некоторые из них представляют собой «море в море». Например, в Средиземном море целых шесть внутренних морей!
ПЕЧАЛЬНАЯ СУДЬБА ИЗОБРЕТАТЕЛЯ
Один из создателей современного гребного винта Фредерик Соваж, пытаясь внедрить свое изобретение, разорился окончательно и попал в долговую тюрьму, в то время как «благородные мореплаватели-англичане», да и представители других наций, использовали его идею, спуская на воду винтовые корабли. Соваж сошел с ума, и только тогда французское правительство назначило ему весьма скромное ежемесячное пособие.
АДМИРАЛ В ГОЛЛИВУДЕ
Первым зрителем нового фильма «Поднимите «Титаник»!» был адмирал Девид Куини. Речь, действительно, шла о лайнере, который в 1912 г. затонул, столкнувшись с айсбергом. Только дальше ничего общего с действительностью не было. По лихо закрученному сюжету фильма поднять судно со дна океана следовало потому, что в его трюмах хранится запас некоего минерала «би-заниума», который может спасти США от ядерного удара «коварных русских». Ну конечно же, «Титаник» хотели поднять не только американцы, но и русские. Острая двухчасовая борьба явно порадовала скучающего адмирала, однако, когда зажегся свет, он сделал постановщикам строгое внушение: «Почему вы,
голливудцы, изобразили русских моряков умнее, чем нас?» Хитроумный режиссер пояснил: «Когда мы долго изображали их как больших и тупых медведей, зритель отказался верить, что они в состоянии запускать спутники!»
НАКОНЕЦ-ТО ПОКЛЕВКА!
В далекой Эфиопии некто по имени Тесфайс сидел на берегу горного озера Абая и удил рыбу — распространенного в этих краях нильского окуня. Клева не было. Посетовав на плохие времена, рыболов решил было сматывать удочки, когда на его приманку попался... крокодил. С помощью работавших поблизости крестьян ему с трудом удалось вытащить добычу. Во внутренностях крокодила нашли 33 пули и множество остатков всевозможных рыболовных снастей.
ЧЕМ ЛОШАДЬ ХУЖЕ!
Уже на многих водных стадионах США во время различных шоу показывают необычный номер: акробатика на водных лыжах с использованием в качестве буксировщиков дельфинов. Американское общество охраны животных немедленно выступило с гневным протестом, однако лыжники резонно возразили: почему же запрягать лошадей и собак можно, а дельфинов нельзя?
СКУКА НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ
Англия издревле славится обилием всякого рода клубов. Недавно создан еще один — Клуб скучающих отставных моряков, который объединяет уже более 50 действительных и почетных членов.
Условия приема довольно просты: надо быть бывшим моряком, а главное — по-настоящему скучным человеком. Умеющие петь и рассказывать анекдоты не подходят в принципе; любителей делиться богатым жизненным опытом также просят не беспокоиться.
Резиденция клуба находится в унылой и безликой местности на северо-западе страны. Никаких телевизоров нет. На заседаниях члены клуба сосредоточенно и старательно скучают: листают длинные и, разумеется, скучные морские романы прошлого века, тупо глядят в окно, читают бесконечные доклады или ведут неторопливые беседы на скучные морские темы.
Пока в клубе состоят только мужчины, но есть и желающие поскучать вместе с ними дамы.
ЛЫЖА ДЛЯ ДРУГА
Австралиец Джон Брайден мог часами скользить по океанской глади на водных лыжах, а его любимый пес Сай вынужден был все это время сидеть на берегу в ожидании хозяина и страдать от одиночества. Тогда Джон сконструировал особую собачью монолыжу, и теперь, к великой радости Сая, они катаются вместе. С недавних пор у Брайдена появилось еще одно хобби: он увлекся парашютным спортом. Теперь пес требует приобщить и его к этому увлечению.
УЧЕБА ИЛИ КРУГОСВЕТКА
Так поставил вопрос перед восемнадцатилетней дочерью американский художник Эрнст Аэби — человек, как видно, весьма эксцентричный. Юная Таня, естественно, выбрала одиночное кругосветное плавание на яхте. И вот после полугодовой тренировки в Европе 28 мая 1985 г. она
выходит на 8-метровом шлюпе из Нью-Йорка и берет курс на Бермуды. Ни два жестоких шторма, ни поломка двигателя Таню не смутили: через 14 суток она уже на Бермудах. Потом были Панама, Галапагосские острова, Полинезия, острова Самоа и, наконец, Австралия, где путешественница отпраздновала свое двадцатилетие. Пройдя Индийский океан. Суэцкий канал, Гибралтар, она взяла курс на родину и в начале октября 1987 года вернулась в Нью-Йорк. Не раз юной яхтсменке хотелось плюнуть на все и вернуться домой самолетом. Но она выстояла и была занесена в «Книгу рекордов» Гиннесса как самая молодая спортсменка, совершившая одиночное кругосветное плаванье, а также как первая американка, которой это удалось.
Были бы деньги..,
В 1988 г. американцы намерены организовать две весьма заманчивые с финансовой точки зрения парусные гонки. Это, во-первых, гонки однотонников, которые должны состояться в Калифорнии. Привлекательность соревнований заключается в том, что право участия в них стоит от 15 до 20 тыс. долларов, а призы составляют от 105 до 860 тыс. долларов. Но это отнюдь не рекорд. В Техасе планируется проведение регаты яхт 30-футового класса, так стартовый взнос в них стоит 20 тыс. долларов, а счастливый победитель получит ни много ни мало 1 млн долларов!
Госпожа А. Тайлор покоряет Ниагарский водопад
В наше время неоднократно делались удачные и неудачные попытки покорения ниагарского водопада на различных плавательных средствах. Однако еще в 1902 г. впервые переправилась через водопад американка Анна Тайлор. Пожалуй, это была первая женщина, рискнувшая покорить эту бурлящую и кипящую массу воды.
А. Тайлор переплыла водопад в бочке, построенной по ее указаниям и при сотрудничестве капитана Джонстоиа. Он же придумал Анне и костюм для переправы. Две большие подушки защищали ее спереди и сзади. Напротив лица были сделаны три закрывающихся отверстия для подачи воздуха. К одному из них прикрепили резиновую трубку с мундштуком, предназначенную для дыхания в том случае, если до конца плавания кончится но «дух. В нижней части бочки имелся балласт, благодаря которому она
должна была плавать в вертикальном положении.
Смелая женщина отправилась в плавание с небольшого острова, расположенного почти у самого водопада. Тайлор тщательно осмотрела бочку и вошла в нее. Верхнюю крышку закрыли, закачали в бочку воздух и пустили ее по течении) реки — по тому ее рукаву, который прямо ведет к водопаду.
В воде произошло неожиданное. Бочка почему-то перевернулась вверх дном, попала в водо-порот и исчезла к белой пене воды.
Прошло несколько томительных минут и бочка вынырнула далеко за водопадом. Выловленную бочку быстро вскрыли. Анна Тайлор вышла невредимой, но несмотря на предохранительные подушки лицо ее было побито. Впрочем она быстро оправилась от пережитого ужаса.
По материалам журнала «Нива»
Испанский повар Альфонсо Гонсалес решил совершить необычайное путешествие. Он проплыл 4 тыс. км по волнам Атлантического океана вдоль побережья Северной Африки «на борту» гигантской сковороды, в которой долгие годы жарил шницели.
ЯКОРЬ ПРИМЕРЗАЕТ КО ДНУ.
Вступил в строй новый глубоководный морской канал через Большой барьерный риф. Его длина 110 миль, стоимость постройки 4 млн 250 тыс. долларов. Как сообщает австралийское министерство транспорта, канал работает круглые сутки, время на переход от восточно-австралийских угольных портов до Японии
и обратно сократилось на 17 часов. Кроме того, австралийская морская полиция получила возможность патрулировать Коралловое море для борьбы с пиратами.
Первой женщиной, отправившейся в кругосветное путешествие на корабле, была неизвестная француженка Жанна.
Когда корабль «Этуаль» экспедиции Бугенвиля (1766—1768) остановился у берегов Таити, французские матросы с любопытством рассматривали таитянок. А мужчины-островитяне почему-то не спускали глаз с одного из французов — слуги по имени Баре. Возможно, внимание их привлек довольно высокий тембр голоса и определенная грация в движениях этого в остальном довольно грозного юноши. Вскоре истина раскрылась: Жанна призналась капитану, что переоделась в мужскую одежду, чтобы наняться слугой, поскольку не имела никаких средств к существованию. Пострадал хозяин слуги — ботаник и медик Ф. Комер-сон был наказан месячным арестом за нарушение королевского указа, запрещающего путешествия женщин на военных кораблях. Когда экспедиция прибыла на остров Маврикий, Комерсон решил остаться там на некоторое время. И Жанна стала его верной подругой до конца дней. Жанна не вернулась во Францию и не объехала свет, но для нее это уже не имело никакого значения.
Не сосчитать, сколько якорей придумали для судов, начиная от камня, привязанного к веревке, и кончая многотонными кованными конструкциями с мощными поворотными лапами. А теперь корабелы могут вписать в свой актив новый вид якоря — холодильник. Это плита с холодильным агрегатом, получающим питание по кабелю. Плиту опускают на дно, включают ток — и через минуту она примерзает ко
дну. Хорошо ли держит такой якорь? Вот расчеты: плита в два квадратных метра через минуту после включения тока сцепится с дном с усилием 200 тонн, а через 10 минут с усилием тысяча тонн. Вполне хватит, чтобы удержать крупное судно. А отцепить якорь проще простого: подают питание на тепловыделяющие элементы, и плита оттаивает за минуту-другую.
Изо дня в день аквалангистов становится все больше и больше: и любителей, и профессионалов. И здесь-то возникают проблемы. Акваланг, например, слишком мало времени позволяет находиться под водой. Так называемый криоланг, недавно предложенный американскими инженерами, дает возможность это время увеличить в 4-5 раз. Баллоны с дыхательной смесью наполняются обезвоженными газами. Миниатюрная испарительная камера и система клапанов стабилизируют давление подаваемого в маску воздуха. Хотя криоланг и сложнее акваланга, легководолазы могут быть спокойны — устройство работает безупречно и оказалось, например, незаменимым при проверке морских буровых платформ.
|
|
|