Доработка Альбатроса.
Статья написана А. Петровым,
Жуковский яхт-клуб.
Также она была опубликована в журнале "Катера
и Яхты" 1989/4.
Явных
производственных дефектов оказалось мало:
бросались в глаза сильно выступающие
головки заклепок на шверцах и руле. Мы их
немедленно опилили и обработали эпоксидной
шпаклевкой. (Забегая вперед, скажу, что
такое спиливание заклепок на шверцах,
особенно с внутренней их стороны,
совершенно необходимо. Подтвердилось наше
опасение, что неспиленные головки могут до
дыр протереть баллоны.) Сами шверцы и руль
отшлифовали и покрасили. Для предохранения
рабочих поверхностей от повреждений при
транспортировке для каждого подводного
элемента был сшит индивидуальный защитный
чехол.
Крайне неудобен оказался процесс подъема
шверца за сорпинь. К сорлиням поэтому были
прилажены ручки, а к бортам - крючки для их
фиксации, что, по всеобщему мнению, сделало
операцию по смене галсов более быстрой и
удобной (для меньшего сопротивления на
ванте закреплен дополнительный блок через
который пропущен сорлинь).
Эластичная силовая рама и независимая
подвеска баллонов, действительно,
обеспечивают плавный ход при не слишком
большом ветре и волнении. При свежем ветре
эластичность конструкции представляется
чрезмерной: стаксель интенсивно прогибает
штаг, центральная балка вызывающе задирает
нос, подветренная ванта болтается, грозя
отцепиться. Все дышит и скрипит, доставляя
экипажу массу острых ощущений. Создается
впечатление, что подмачтовую и центральную
балки можно было бы сделать помощнее.
Простейший вариант подкрепить балки -
тросовые растяжки "паук" натяжение
которых производится шпрюйтом.
Мачта также явно слабовата для топового
вооружения. Особую опасность для мачты, как
мы поняли, представляет стаксель. В сильный
ветер его действительно лучше убирать, но
на ходу, да еще при порывах, это не очень
простая операция для матроса, который в
семейном экипаже, как правило, является
представителем слабого пола. Альбатросу
безусловно нужна штатная закрутка стакселя,
которая резко повысит безопасность
плавания. С одним гротом катамаран ведет
себя спокойно, не давая оснований бояться
за конструкцию во всем диапазоне
встречавшихся ветров.
Вызывали огорчения паруса. Раскрой
стакселя - например, соответствует идеально
прямому штагу. На нашем же штаге,
провисающем даже при слабом ветре, стаксель
стоит совершенно безобразно. На гроте (особенно
это заметно при сильном ветре) жесткие и
нерегулируемые тросовые булини заваливают
на ветер заднюю и нижнюю шкаторины. Все пузо
грота уползает назад со всеми вытекающими
отсюда последствиями. И на фоне плохо
работающего грота все остальные недостатки,
вроде неудобной английской проводки гика-шкотов,
а также малооперативной регулировки пуза
грота, казались мелкими и несущественными.
Рецепт лечения парусиого вооружения был
найден много позже, перед самой Осенней
регатой, после обобщения колпективного
опыта летних походов по Азовскому морю.
Чудскому, Псковскому озерам и Селигеру.
Жесткие булини по задней и нижней
шкаторинам были выкинуты, установлены
люверсы для грота-фала, оттяжки нижней
шкаторины, а также оттяжки типа Каннингхема.
Через блок на топе мачты и мачтовый карман
грота был проведен регулируемый гика-топенант.
Кроме того пропущен сквозь мачту и также
убран в мачтовый карман стаксель-фал.
Изменена схема проводки талей регулировки
пуза грота а именно: ходовой конец талей
идет теперь со стороны нока гика,
освобожден от нижней шкаторины грота и
через блок у основания мачты выведен на
стопор для оперативной - регулировки пуза.
Гика-топенант также относится к системе
регулировки пуза. С его помощью
устанавливаются примерное равенство
натяжений задней и нижней шкаторин...
|
|