ФОБОС: погода в г.С.-Петербург

| главная | отчеты | фотоальбомы | технология отдыха | кухня | другие ресурсы | гостевая | e-mail  

 

 автор неизвестен

"Альбатрос"

    Катамаран 'Альбатрос'. Я хожу на катамаране "Альбатрос" уже 13 лет, а по сему у меня есть определенный опыт и некоторые предложения по его доводке. Сам "Альбатрос" находится в серийном производстве уже лет 15. За это время были выявлены его слабые места, а также найдены основные приемы устранения неполадок появляющихся при эксплуатации. Все сказанное ниже носит рекомендательный характер.

Начнем с начала.
Предположим Вы только что купили новенький "Альбатрос". Поздравляю Вас ! Вы сделали неплохой выбор. По моему мнению и мнению подавляющего большинства моих знакомых из всех серийных лодок этот вариант лучший. Все характеристики заявленные в паспорте полностью соответсвуют действительности. Кроме этого, если немного доработать отдельные узлы, можно получить существенное увеличение эксплуатационных характеристик. Но к сожалению, за все время его выпуска, "Альбатрос" практически не модернизировался. Единственное изменение которое было проделано - щверцы были отнесены на большее расстояние от корпусов, т.е. увеличен зазор между корпусом и шверцем. Видимо преследовалась цель уменьшить трение шверца о корпус, чтобы снизить износ последнего. К сожалению это привело к тому, что шверци стали чаще ломаться. Раньше шверц опирался на корпус. Теперь вся нагрузка от дрейфа ложится на узел крепления, т.е. по существу является точечной. Чтобы вернуться к старой схеме (с опорой на корпус), можно прикрепить к внутренней стороне шверца небольшую накладку с фторопластовой пластиной для уменьшения трения. А в месте контакта с корпусом на борту приклеить усиливающие накладки из прорезиненой ткани. Такие же накладки необходимо приклеить в местах, где сорлинь шверца ложится на корпус. Все это продлит жизнь Вашим корпусам.
Я несколько изменил проводку сорлиней шверцов. Основная идея заключается в том чтобы вынуть сорлинь из воды. При этом он перестает тереть корпус. При штатной проводке сорлинь постоянно протирал корпус до дыр, приходилось все время ставить накладки. В новом варианте сорлинь вообще не касается корпуса. Кроме того он выходит из воды и перестает тянуть ее за собой. Раньше часто на большой скорости можно было услышать характерный гул - это сорлинь находясь в воде вибрировал от набегающего потока. Разумеется это не способствовало увеличению скорости. При изменении проводки плечо момента поднимающего шверц уменьшается примерно вдвое, но благодаря тому что сорлинь проведен в два лопаря, усилие остается примерно тем же.
Схема новой проводки приведена ниже.


Кстати о корпусах. Если делать все по уму, то до первого выхода на воду, необходимо покрасить корпуса "серебрянкой" для того чтобы уменьшить влияние солнца на резину. Состав - 2-3 столовые ложки алюминиевой пудры на литр резинового клея разведенного на чистом бензине ("калоша"). Понадобится примерно 3 литра готовой краски. Некрашенные корпуса "сгорают" на южном солнце (Азовское море) за один сезон. При этом резина становятся похожа на картон и покрывается сеткой трещин по всей поверхности, заклеить которые не удается никаким способом.
Самый радикальный и наверное самый лучший способ решить эту проблему поставить новые корпуса из PVC-материалов. Эта ткань вообще не боится солнца. Может годами находится на открытом воздухе. Прочность их такова, что можно таскать катамаран волоком по прибрежной гальке ни сколько не опасаясь за целостность корпусов.
Пример таких корпусов здесь.

Единственный "недостаток", который может остановить, стоят они не дешево - 500$.
Но как показывает практика, лучше один раз потратиться на хорошую вещь и забыть все проблемы, чем сэкономить, и потом мучаться с плохими корпусами. "На халяву" всегда получается дороже. Тем более что разница в цене между "плохими" и "хорошими" корпусами составит самое многое 200-300$. Так стоит ли экономить ?

Следующая доработка касается парусного вооружения.
В штатном исполнении на гроте по задней шкаторине проведены булини из стального тросика. Как показала многолетняя практика, толку от этих снастей никакого. Вообще даже не понятно для чего они нужны. А посему, настоятельно рекомендуется аккуратно извлечь их из задней шкаторины (но не выбрасывать...). Кроме этого также лучше извлечь ходовой конец грота-шкота из нижней шкаторины для уменьшения трения. Ходовой конец выводится вниз мачты. На крайний случай можно вывести на утку. Но лучше приклепать на мачте блок и поставить кулачковый стопор. Это позволит очень оперативно работать грота-шкотом и регулировать пузо паруса.
Проводка грота-шкота на Альбатросе.


Проводка снастей на гроте 'Альбатроса'. Топенант представляет собой стальной тросик к которому прикреплен ходовой конец из синтетического троса. Топенант проще всего сделать из тех самых булиней, которые мы вытащили из задней шкаторины грота. Два булиня сединяются при помощи скобы или просто связываются прямым узлом (петля в петлю).
После того как Вы убрали булини из задней шкаторины грота, галсовый угол грота и нижняя шкаторина грота будет провисать. Избавиться от этого можно пришив к галсовому углу грота небольшую петлю или поставив люверс или пластину с несколькими отверстиями, и сделать оттяжку типа оттяжки Канингхемма. Ходовой конец этой оттяжки выводится на утку внизу мачты. Все переделки связанные с топенантом можно сделать не спеша в полевых условиях за 1...2 часа.
Топенант необходим для регулировки грота на ветер различной силы. В том случае, когда ветер достаточно сильный, топенант набивается так, чтобы гик был "задран" вверх. При этом верхняя шкаторина "открывается" и пропускает часть потока. Центр парусности понижается, снижаются нагрузки на рангоут и такелаж.
Рифление грота на 'Альбатросе'. Топенант, помимо регулировки грота под ветер различной силы, также необходим для рифления грота при штормовом ветре. Иногда возникает ситуация когда ветер достаточно сильный, а идти все равно надо. Или Вас застал шторм на воде. Конечно на "Альбатросе" лучше в такую погоду не выходить, но если деваться некуда, то нужно рифиться. Делается это следующим образом - грот приспускается и нижняя часть собирается в жгут и пришнуровывается к гику. Топенант позволяет установить гик в нужном положении.
Под зарифленным гротом и со стакселем "Альбатрос" уверенно лавирует при ветре до 6 баллов (12-15 м/с). При более сильном ветре убирается стаксель. В таком состоянии "Альбатрос" может лавировать при ветре до 8 баллов (17-20 м/с). Под одним зарифленным гротом центровка катамарана меняется - ЦП сильно смещается в корму. Катамаран начинает сильно приводиться, удержать его одним рулем невозможно. В этом случае необходимо смещать подветренный шверц в корму, так чтобы он стоял примерно под 45 градусов. Это выровняет центровку. Правда при этом сильно возрастает лавировочный угол, но с этим можно мириться.

 

| главная | отчеты | фотоальбомы | технология отдыха | кухня | другие ресурсы | гостевая | e-mail  

 
Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов  
Поисковая система Deft site  
Рейтинг@Mail.ru

 

(с) Igor Palagin

 
Hosted by uCoz