Боб Бонд `Справочник
яхтсмена'
Основы
Курсы
и галсы
Паруса яхты
всегда должны быть поставлены под
определенным углом к направлению ветра.
Различают острые курсы - когда яхта идёт под
острым углом к ветру, и полные - когда яхта
движется по ветру. На острых курсах парус
работает как крыло, на полных - просто
является препятствием для ветра. Известны
такие курсы по отношению к ветру, как левентик,
бейдевинд, галфвинд, фордевинд,
бакштаг. Когда ветер дует в левый борт,
то яхта идет левым галсом, а когда в
правый борт - то правым галсом. Для
эффективного управления яхтой на различных
курсах необходимы соотвествующие
постановка (настройка) парусов и шверта и
перераспределение веса экипажа.
Когда яхта стоит
носом прямо против ветра, говорят, что она
находится в положении левентик.
Изменение галса
происходит путём поворотов оверштаг,
когда направление на ветер пересекает нос
лодки, и фордевинд - когда направление
на ветер пересекает корма.
Важно помнить, что
яхта никогда не ходит прямо против ветра.
Практически большинство яхт не могут
удерживать курс под углом меньше 45° к ветру,
поэтому для достижения цели, лежащей в
пределах этого сектора, надо сделать серию
зигзагообразных манёвров по отношению к
ветру (известных как хождение галсами,
или лавировка).
Поворот носа яхты
к ветру называется приведением к ветру.
Для того, чтобы повернуть нос яхты к ветру (привестись
к ветру) рулевой должен плавно
переложить румпель от себя. Оба паруса
постепенно выбирают, пока они не будут
отрегулированы соответственно выбранному
курсу, шверт постепенно опускают в нужное
положение.
Изменение курса яхты в подветренную
сторону называют уваливанием. Для того,
чтобы повернуть под ветер (увалить),
рулевой должен плавно переложить румпель
на себя. Оба паруса постепенно потравливают,
пока они не займут положение согласно
выбранному курсу. Одновременно поднимают
шверт в нужное положение.
Силу ветра и волнения
принято оценивать в баллах. Для оценки силы
ветра существует шкала Бофорта, ей в
соответствие ставится шкала волнения.
Вымпельный ветер
Фактически
различают истинный ветер и вымпельный.Скорость
вымпельного ветра есть геометрическая
сумма скоростей истинного ветра и ветра,
вызываемого движением яхты (курсовой ветер).
Когда яхта идет круче галфвинда, скорость
вымпельного ветра будет больше, чем
истинного.
Когда яхта идет полнее галфвинда,скорость
вымпельного ветра будет меньше истинного.
Диаграммы показывают,как установить
приблизительное направление вымпельного
ветра. Белая стрелочка - истинный ветер, а
сине-зелёная - вымпельный.
Наветренный и
подветренный берега
Наветренным
(слева) берегом называют берег, со стороны
которого дует ветер, и легче всего учиться
отходить именно от него.Подветренным (справа)
берегом называют берег, на который дует
ветер, что затрудняет отход от него
особенно в сильный ветер, создающий крутую
разрушающуюся волну.
Основы метеорологии
Из всех видов спорта парусный в
наибольшей степени зависит от погодных
условий. Без воды и ветра не было бы
парусного спорта, и именно их
взаимодействие делает его столь
увлекательным.
Некоторые яхтсмены воспринимают погоду как
нечто само собой разумеющееся и, получив
метеорологическую сводку, не задаются
вопросом о возможном изменении погоды. Как
правило, яхтсмены, живущие вдали от моря,
считают, что изучение изменений погоды не
имеет особого смысла, и в этом они абсолютно
не правы.
Катамараны
Катамараны - это
легкие двухкорпусные суда, которые имеют
большую площадь парусов, чем однокорпусные
яхты, и поэтому могут достигать более
высоких скоростей. Разнесенные на
значительное расстояние корпуса
обеспечивают катамарану повышенную
начальную остойчивость. Кроме
конструктивных особенностей обусловленных
наличием двух корпусов (например
центральная брезентовая или сетчатая
палуба трамплин, двойной руль, шпрюйт штага)
есть и другие характерные отличия от одно
корпусных гоночных яхт связанные с
управлением катамараном на высоких
скоростях. Паруса катамарана значительно
более плоские, грот имеет сквозные по всей
ширине латы, обеспечивающие его жесткость.
Управляют и гротом и стакселем при помощи
сложной системы блоков, что значительно
облегчает их настройку. На катамаране
устанавливают профилированную и
поворачивающуюся мачту для более
эффективного обтекания паруса потоком
воздуха. Техника плавания на катамаране
имеет некоторые отличия от плавания на
однокорпусных швертботах. Поскольку
катамараны более остойчивы чем
однокорпусные яхты, на них легче
производить поворот фордевинд. Однако они
тоже могут перевернуться, а иногда
переворачиваются - даже через нос. Это
происходит в случае когда катамаран идет с
высокой скоростью и носовые оконечности
корпусов зарываются в воду. Следует помнить
что самый быстрый курс для катамаранов - это
бакштаг. Задача экипажа состоит в выборе
таких курсов, на которых катамаран
достигает максимальной скорости. Например,
наиболее эффективно идти не чистым
фордевиндом, а лавировать в бакштаг меняя
галсы.
Перед выходом в море на катамаране надо
обязательно надевать водонепроницаемый
костюм, так как из за высокой скорости на
яхтсменов попадает много воды, особенно в
плохую погоду.
Управление катамараном
Техника
управления катамараном в значительной
степени зависит от его типа. Кажущееся
ощущение устойчивости и безопасности
двухкорпусных яхт часто бывает обманчиво.
При управлении катамараном на больших
скоростях необходимы способность к
концентрации внимания и быстрая реакция,
поэтому для начинающих яхтсменов
катамараны слишком сложны. Управление
катамараном на курсе обычно требует
минимальной перекладки руля, но чтобы
совершить поворот оверштаг или через
фордевинд, необходимо приложить
значительное усилие.
Для правильного
управления катамараном надо хорошо
понимать, чем отличается вымпельный ветер
от истинного, так как высокая скорость
катамарана способствует увеличению
разницы между ними. Паруса должны быть
соответствующим образом настроены, чтобы
катамаран не потерял скорость и не
остановился. Важно правильное положение
матроса на катамаране, чтобы удерживать его
на ровном киле и предотвращать зарывание
носовых оконечностей корпусов в волны.
Плавание острыми
курсами
При
плавании на катамаране самый легкий курс -
галфвинд. В этом случае вымпельный ветер
дует под более острым углом, чем истинный, и
шкоты парусов выбирают "втугую".
Основное средство управления парусами - это
ползун гика-шкота, позволяющий
отрегулировать угол, под которым парус
стоит к ветру, без искажения его формы.
Многие рулевые катамаранов управляют
парусами, используя только ползун гика-шкота,
оставляя самому гика-шкоту роль оттяжки
гика. Оба шверта настраивают так же, как на
однокорпусных швертботах. Однако ими можно
работать независимо, меняя заглубление
шверта либо подветренного,либо
наветренного корпуса. Положение швертов
имеет исключительно важное значение, если
они слишком опущены - скорость падает; если
слишком подняты - катамаран дрейфует бортом.
Распределение веса экипажа должно
исключать дифферент корпусов на нос или на
корму, а наветренный корпус должен едва
касаться поверхности воды.
Круто к ветру
На курсе
бейдевинд ползун гика-шкота смещают к ДП
катамарана, а подветренный шверт опускают
первым.На
катамаране даже в умеренный ветер матрос
должен откренивать на трапеции, а рулевой
вывешиваться за борт. Когда яхта идет еще
круче к ветру, оба шверта опускают
полностью, а шкоты парусов максимально
выбирают. Рулевой управляет катамараном,
пользуясь указателем вымпельного ветра и
стараясь скорее поддерживать высокую
скорость судна, чем идти круто к ветру. Если
скорость падает, надо увалить катамаран в
полный бейдевинд и затем опять привести к
ветру. Матрос и рулевой должны сидеть рядом,
чтобы оказывать ветру наименьшее
сопротивление, при этом наветренный корпус
катамарана должен слегка касаться
поверхности воды.
Поворот оверштаг
Поворот
оверштаг на катамаране - это маневр,
вызывающий определенные трудности у тех,
кто не имеет опыта плавания на катамаранах.
Ошибка в управлении во время смены галса
скорее всего приведет к остановке
катамарана в положении левентик.
Необходимо тренироваться и отрабатывать
технику поворота.
Указатель
вымпельного ветра
Рулевой должен
знать, что высокая скорость и ускорение
катамаранов приводят к резким изменениям
силы и направления вымпельного ветра.
Поэтому следует применять указатели
вымпельного ветра Обычно "виндекс" (или
флюгарку) ставят на топе мачты над передней
шкаториной стакселя,чтобы регистрировать
малейшее изменение направления
вымпельного ветра, а затем оптимально
настраивать паруса.
Выход из
положения левентик
Если катамаран
остановился носом против ветра (в левентик),
необходимо установить руль в положение,
противоположное заданному направлению
движения Затем растравить стаксель так,
чтобы катамаран сносило ветром назад до тех
пор, пока носы корпусов не повернутся в
нужном направлении. Выбрав стаксель шкот и
переложив румпель на себя, надо быстро
увалить катамаран на курс.
Плавание на катамаране
полными курсами
При плавании на
катамаране по ветру нельзя забывать один из
главных принципов - никогда не следует идти
курсом фордевинд. Вместо этого
рекомендуется идти галсами или лавировать
по ветру. Как известно, катамаран развивает
наибольшую скорость на курсе бакштаг (выше,
чем в фордевинд), поэтому желательно идти от
одного бакштага к другому, производя
повороты фордевинд. Многие однокорпусные
яхты также ходят быстрее в бакштаг, чем в
фордевинд, однако им нет смысла лавировать
по ветру, поскольку скорости, набранной в
бакштаг, недостаточно для компенсации
дополнительно пройденного расстояния.
Удерживая катамаран строго на курсе
бакштаг, можно добиться максимальной
скорости хода.
Голубой
линией обозначено расстояние, пройденное
от точки А различными курсами за
одинаковое время. Рисунки (хотя они
выполнены не в масштабе) показывают
соотношение скоростей катамарана и
швертбота на курсах от крутого беидевинда
до фордевинда.
Лавировка по ветру.
Лавировка по
ветру имеет много общего с лавировкой
против ветра. При обучении технике
лавировки лучше сначала лавировать против
ветра, а затем возвращаться тем же путем по
ветру. Необходимо довести до совершенства
технику поворота фордевинд. Рулевой,
производя поворот, переводит гик с одного
борта на другой, а матрос переносит и
настраивает стаксель, чтобы создать
максимальную тягу. Нельзя проявлять
медлительность при повороте фордевинд,
иначе потеряется преимущество в скорости,
получаемое за счет зигзагообразного курса.
Настройка парусов
При лавировке по
ветру очень важно уметь правильно
настраивать паруса, так как на курсе
бакштаг угол между направлениями истинного
и вымпельного ветров наибольший. "Колдунчики"
на парусах помогают определять направление
воздушного потока. Начиная лавировать по
ветру, следует разогнать катамаран на курсе
галфвинд, а затем увалить на бакштаг.
Пользуясь ползуном гика-шкота, надо
настроить грот и развернуть мачту так,
чтобы переднюю шкаторину вынесло вперед.
Матрос должен лечь на подветренный корпус и
оттянуть вниз стаксель шкот. На некоторых
катамаранах для этой цели используют
специальную снасть, называемую оттяжкой
Барбера.
Плавание на волнении
Крен и диффирент.
Обычно скорость
распространения волн выше скорости
парусных яхт, поэтому при плавании волны
будут обгонять яхту. Если катамаран идет
под углом к волне, он не удерживается долго
на ее гребне, поскольку волны все равно
опережают его. Очено важно сохранять
максимальную скорость катамарана, чтобы
как можно дольше удерживать его на одной
волне. Для этого следует так маневрировать
катамараном, чтобы увалить его и направить
вниз по склону волны в момент, когда обе
кормы катамарана начинают подниматься на
волне. Если установить корпуса катамарана
под некоторым углом к волне, то продлится
время пребывания катамарана на ее гребне.
Определить этот угол и удерживать
катамаран в таком положении позволит
только большой практический опыт и высокое
профессиональное мастерство управления
катамараном.
Скорость
катамарана падает, когда его курс совпадает
с направлением распространения волн.
Носовые оконечности катамарана будут
зарываться в гребень догоняемой волны.
Максимальную скорость катамарана можно
удерживать достаточно долго, если он идет
под углом к волне. Вероятность зарывания
носовых оконечностей в волну уменьшится.
Помимо выбора положения катамарана
относительно волны необходимо также
контролировать распределение веса экипажа.
Продольные перемещения матроса даже при
небольшом волнении оказывают существенное
влияние на скорость катамарана. Таким
образом можно достичь максимальной
скорости и удерживать ее достаточно долго.
1)
Когда корма катамарана поднимается на
волне, постарайтесь набрать скорость.
Немного приведитесь к ветру, набрав
скорость, увалите.
2)
Когда кормовой бимс находигся на гребне
волны, быстро переместитесь немного вперед,
чтобы не дать носу катамарана подняться.
3)
Старайгесь идти на гребне волны как можно
дольше. Когда скорость катамарана снизится,
приведите катамаран к ветру и
перемещайтесь назад в корму.
4)
Пригоговьтесь к подходу новой волны. Когда
она поднимет корму катамарана, повторите
первый шаг.
Восстановление катамарана
Основная причина
опрокидывания катамарана - как правило, его
большая скорость. Однако катамаран может с
легкостью опрокинуться и на небольшой
скорости, если шкоты парусов выбраны
слишком туго. Это объясняется тем, что
команде не удается достаточно быстро
отреагировать на поведение катамарана при
порывах ветра, и он переворачивается через
подветренный корпус. Значительно реже
катамаран опрокидывается через нос, когда
оба корпуса зарываются носом в волну Это
происходит обычно в штормовую погоду на
высокой скорости. Если катамаран
перевернулся, прежде всего нужно проверить,
освободился ли матрос от трапеции.
Катамараны
переворачиваются достаточно часто, и
поэтому техника их восстановления должна
быть хорошо отработана Способы
восстановления малого и большого
катамаранов имеют отличия. Малые
катамараны, например типа "Дротик",
можно восстановить, погружая в воду оба
носа или обе кормы, пока корпуса не встанут
в воде вертикально Затем катамаран можно
легко толкнуть соответственно назад или
вперед, чтобы возвратить его в нормальное
положение для плавания Большие катамараны
восстанавливают, прикладывая усилие к
верхнему корпусу и пользуясь стаксель-шкотом
в качестве рычага. Если не удается
восстановить катамаран самостоятельно,
надо прибегнуть к посторонней помощи.
Восстановление большого
катамарана.
1) Рулевой и
матрос подплывают к катамарану со стороны
днища. Матрос хватает стаксель шкот, а
рулевой придерживает корпус.
2) Матрос использует шверт и
стаксель шкот, чтобы приложить усилие к
верхнему корпусу, а рулевой давит на нижний
корпус.
Человек за
бортом
Подъем человека,
упавшего за борт, требует быстрых,
скоординированных и хорошо отработанных
действий от всех, кто остался в яхте. При
организации тренировок по спасанию
человека за бортом нужно исходить из того,
что в большинстве случаев на борту
швертбота остается только один человек.
Необходимо отработать те действия, которые
позволяют яхте быть управляемой, даже если
на борту остался только неопытный матрос.
Наиболее
безопасный путь - это немедленно повернуть
яхту в галфвинд - самый легкий для
управления яхтой курс. Надо растравить
стаксель, чтобы остался только один парус
для управления, сделать поворот оверштаг и
положить яхту на курс галфвинд
противоположного галса, позволяющий
вернуться к человеку за бортом. Никогда не
пытайтесь произвести поворот фордевинд,
так как скорее всего это приведет к
опрокидыванию.
Подойдя к
плавающему человеку, надо взять его на борт.
Мокрая одежда и спасательные средства
затрудняют его движения, а сам спасаемый
может ослабеть от холода и шока. Если вы
уступаете по физическим данным спасаемому,
то поднять его на борт без посторонней
помощи очень трудно. Если спасаемый в
сознании и способен действовать сам, он
может постепенно вскарабкаться на борт,
используя равномерное покачивание яхты,
которое дает ему дополнительную подъемную
силу. Если же спасаемый находится без
сознания и вы не в состоянии поднять его на
борт, единственное, что можно сделать, - это
обвязать линь вокруг его груди и вытянуть
его из воды как можно выше, привязать у
борта в районе вант и скорее идти к берегу.
Спасание человека,
упавшего за борт.
При спасании со
швертбота человека, находящегося в воде,
необходимо, чтобы в момент остановки
швертбота спасаемый находился со стороны
наветренного борта. В противном случае ему
можно нанести травму, кроме того, швертбот
может получить опасный крен.
1) Как только человек
упал за борт, зафиксируйте его
местоположение в воде и возьмите на себя
управление рулем (если вы матрос).
2) Дайте стакселю заполоскать,
растравив стаксель-шкоты, и немедленно
положите швертбот в галфвинд, чтобы дать
себе время оценить ситуацию. Шверт опустите
полностью.
3) Произведя поворот оверштаг,
положите швертбот в галфвинд, держа в поле
зрения человека в воде.
4) Подходя к упавшему, увалите
яхту на бакштаг так, чтобы привести ее в
точку, расположенную под ветром от упавшего.
5) Приведите швертбот к ветру (в
бейдевинд) и дайте парусам заполоскать,
чтобы потерять ход.
6) Растравите паруса и
приведите яхту к ветру так, чтобы потерять
ход, когда человек находится у наветренного
борта в районе вант.
Правила
расхождения
Запомните
основные правила, относящиеся к
пересекающимся курсам яхт: 1) при любых
возникших сомнениях следует пройти за
кормой другой яхты, а не перед ней, 2) яхта,
идущая левым галсом, уступает дорогу идущей
правым галсом; 3) когда яхты идут одинаковым
галсом, наветренная яхта должна уступать
дорогу подветренной, а более быстрая (обгоняющая)
- обгоняемой.
Правило разных галсов
Когда две яхты
идут разными галсами, яхта, идущая левым
галсом, должна уступать дорогу идущей
правым галсом
Правило обгона
Когда обе яхты
идут одним галсом, более быстрая (обгоняющая)
яхта не должна мешать более медленной (обгоняемой)
Право подветренной яхты
Когда обе яхты
идут одним галсом, наветренная яхта должна
уступать дорогу подветренной
По книге Бонд Б. Справочник
яхтсмена: Пер. с англ. - Л.:
Судостроение, 1989.
ISBN 5-7355-0130-5 (СССР)
ISBN 0-7207-1644-6 (Великобритания)
|
|