ФОБОС: погода в г.С.-Петербург

| главная | отчеты | фотоальбомы | технология отдыха | кухня | другие ресурсы | гостевая | e-mail  

 

Сердце судна
Перевод И. Г. Русецкого

ОТРЫВОК ИЗ I ГЛАВЫ КНИГИ МАРГАРЕТ БЕЙКЕР «МОРСКОЙ ФОЛЬКЛОР»

    Жутковатые порой приметы, яркие легенды и пышные ритуалы были своеобразной реакцией моряков прошлого на опасность — пост явную и «неуправляемую». Когда парусное судно месяцами противоборствовало океанской стихии, царству альбатросов, не встречая в пустынных просторах никого, у моряков появлялась настоятельная потребность задобрить богов моря. Даже теперь, когда есть дизели, радио и радары и почти нет суеверных людей, многие морские обычаи живы, хотя большинство моряков и не представляет их происхождении.

     Известная английская собирательница и знаток фольклора Маргарет Бейкер в своей новой книге отдала должное и легенда о кораблях - пpизраках, и неувядающим историям о морских чудовища и всевозможным ритуалам, и всяческим морским табу и талисманам. Читая «Морской фольклор», можно заглянуть в прошлое и, в частности, понять, какую роль играли традиции и суеверия в жизни и повседневном нелегком труде многих поколений моряков. Книга называется: Margaret Baker, «Folklore of the sea», David and Charles, 1978 London. ISBN 0-7153-7568-7.

До сих пор сохранились следы суеверий, сопутствовавших в древности всем стадиям постройки, а затем и эксплуатации судна.
Еще совсем недавно — в ХIХ веке — самые трезвомыслящие и скептически настроенные судовладельцы старались, чтобы как можно больше народа присутствовало при исполнении всех обязательных старинных обрядов, призванных защитить их новое судно от злых сил и соответственно обеспечить хозяину неплохие доходы. В атмосфере порта, пропитанной слухами и сплетнями, новости расходились быстро, а значит, солидная репутация с самого момента закладки давала больше возможностей подобрать хорошую команду. Ведь непоколебимая уверенность моряков в том, что к закладке привлекались магические силы, во многом влияла на будущее судна! Любой опытный и уже потому почти всегда суеверный моряк, если у него была хоть какая-то возможность выбора, конечно же, избегал «несчастливых» судов, с самого начала плохо защищенных от козней злых сил. Даже в расчетливом мире современного судоходства репутация «счастливого» или «несчастливого» создается судну очень быстро и пристает надолго, иногда на всю его жизнь.
Закладка киля равносильна созданию «сердца судна». Это, безусловно, серьезный повод для торжественной церемонии. Бритты, заложив киль, прежде чем приступить к дальнейшей постройке судна, считали необходимым основательно выпить за его будущее благополучие. Иногда первый гвоздь забивали через подкову — на счастье. В 1921 г., послушный уже другой традиции, генерал-губернатор Канады герцог Девонширский забил в киль обвязанный красной лентой золотой гвоздь, положив тем самым хорошее начало постройке первоклассной рыболовецкой
шхуны «Блуноуз»; в 1963 г. тот же ритуал сопутствовал рождению ее копии — шхуны «Блуноуз-II». Отсюда происходит и шутливый обряд, которым нередко встречают новобранцев на кораблях американского ВМФ: приказывают спуститься в самый темный закоулок трюма, разыскать и надраить «золотую заклепку», которая якобы там находится.
Вообще, красный цвет, цвет крови и жизни, цвет, отпугивающий колдунов и ведьм, и поныне очень хорош для украшений, призванных защищать корабль от тех, кто обладает опасным свойством «сглаза». Говорят, что на военно-морских верфях США только в 1977 г. отказались от большинства церемоний, сопутствующих закладке киля, как от дорогостоящих и требующих излишне больших затрат времени.
Западный ветер, сильный прилив, пируэты стремительных чаек (в которых переселяются души матросов), свет луны и сияние солнца — все эти приметы благодаря своей волшебной силе сулили (и сулят) выгодные грузы, большой фрахт, нужное число футов воды под килем, были (и остаются) желанными предзнаменованиями в момент закладки. Плохим предзнаменованием считалось, когда первый удар корабельного мастера высекал искру — в будущем именно «от нее» судно могло сгореть. Если же при постройке проливалась кровь, судно обязательно стана вилось «кораблем смерти»; на стоящие моряки в его экипаж ни под каким видом не нанимались.
Не особенно стеснявшиеся в выражениях корабельные плотники никогда не богохульствовали находясь рядом с почти священным килем; в противном случае все могло пойти не так, как нужно.
Изменение конструкции ново го судна сразу после окончании его постройки обязательно должно было принести несчастье.
Все табу моря и в частности зайцы, поросята, священники и женщины (в особенности — рыжие девственницы, отличающиеся дурным глазом), на верфь не допускались.
Неблагоприятными для закладки киля были четверг — день Тора, скандинавского бога громов и штормов, и пятница, задолго до распятия Христа приобретшая дурную репутацию как день красивой, но отнюдь не добродетельной и опасной богини Фригг, никогда и считавшейся идеалом моряка. Даже в наш просвещенный XX век кое-где полагалось в стенки и настил ходовой рубки прятать кости. Гораздо раньше викинги — большие специалисты в области корабельной магии — при закладке нового судна приносили в жертву людей, добиваясь этим улучшения его мореходных качеств; с течением времени человеческие жертвоприношения и были заменены символическим жестом — укладкой подходящих костей. Ботинки или предметы, имеющие форму ботинка, также использовались и могут быть использованы как амулеты, приносящие удачу. При подводных раскопках голландского судна «Амстердам», которое потерпело кораблекрушение в 1748 г. близ Гастингса (графство Сассекс), были сделаны странные, на первый взгляд, открытия: в конструкциях нижней палубы обнаружили лошадиный череп и сапожную колодку. Дело в том, что в защитных свойствах этих ценных предметов в XVIII веке сомнений не возникало!
На некоторых верфях считалось обязательным при сооружении киля вставлять в него кусочки «счастливых» пород дерева, таких как ясень, рябина или кизил — их терпеть не могли всякого рода злые силы! Так, ни одно судно не покинуло верфь Габарус в Новой Шотландии (Канада) без кизиловых нагелей. Было общеизвестно, что с помощью каштана повышается скорость судна, а вот черный орех, несмотря на все великолепие древесины (или благодаря ему) притягивает молнию и потому до сих пор на американских верфях не используется.
Чтобы задобрить коварных океанских богов, каждый из шотландских корабельных мастеров лично вкладывал золотую монету в замок между килевыми брусьями. При этом место, куда ее положили, составляло секрет корабельного мастера и владельца судна; само собой разумеется, что для эффективности волшебства соблюдение тайны необходимо.
Этот обычай ведет свою историю с античных времен: в шпангоутах римского судна, погрузившегося глубоко в ил Южной отмели (Лондонское графство), найдены две монеты. В киле испанского судна, обнаруженного в 1810 г. в районе Оркнейских островов, оказалась тщательно завернутая в холстину золотая монета, датированная 1618 г.
У знаменитых корабельных мастеров дела всегда шли неплохо. Вот, например, в Шотландии славилась верфь Макензи. Очевидно неслучайно. Вполне может быть, что кто-то из основателей этой верфи в свое время помог выброшенной на берег русалке вернуться в море, а она — в благодарность — исполнила заветное желание настоящего мастера: научила строить такие суда, команде которых не были бы страшны никакие штормы.

| главная | отчеты | фотоальбомы | технология отдыха | кухня | другие ресурсы | гостевая | e-mail  

 
Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов  
Поисковая система Deft site  
Рейтинг@Mail.ru

 

(с) Igor Palagin

 
Hosted by uCoz